Пиаже (Piaget), Жан

Пиаже (Piaget), Жан
(1896-1980)
   — швейцарский психолог, д-р естественных наук (1918). Профессор (с 1921) Института Ж.Ж. Руссо в Женеве, Невшательского (1923-29) и Лозаннского (1937-54) университетов. Директор Института Ж.Ж. Руссо (с 1929), Психологической лаборатории (с 1940). Первый президент Швейцарского психологического общества (1942). Основатель Женевской школы генетической психологии.
   В области детской психологии П. изучал происхождение и развитие интеллекта у ребёнка, формирование фундаментальных понятий, особенности детской логики и мировоззрения. Осн. задача всех исследований П. - изучение механизмов познавательной деятельности ребёнка. П. пытался осмыслить факты детского развития в аспекте их жизненного, биологического значения и поэтому связывал развитие детского мышления с общебиологическими способами жизнедеятельности организма. Взгляды П. на природу интеллекта ребёнка нашли отражение в решении им проблемы соотношения обучения и умственного развития. Согласно П., обучение подчинено законам развития и лишь даёт "пищу для познания".
   Л.С. Выготский, рассматривая работы П. как крупный вклад в развитие психологической науки, упрекал его в том, что П. подходил к анализу развития высших психических функций абстрактно, без учёта социальной и культурной среды. Различия взглядов П. и отечественных психологов проявляются в понимании источника и движущих сил психического развития. П. рассматривал умственное развитие как спонтанный, независимый от обучения процесс, который подчиняется биологическим законам. Отечественные психологи видят источник умственного развития ребёнка в его среде, а само развитие рассматривают как процесс присвоения ребёнком общественно-исторического опыта. Отсюда понятна роль обучения в психическом развитии, которую особенно подчёркивают отечественные психологи и недооценивал П. Критически анализируя операциональную концепцию интеллекта, предложенную П., отечественные специалисты не рассматривают логику как единственный и осн. критерий интеллекта и не оценивают уровень формальных операций как высший уровень развития интеллектуальной деятельности. Экспериментальные исследования (А.В. Запорожец, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин) показали, что не логические операции, а ориентировка в предметах и явлениях есть важнейшая часть всякой человеческой деятельности и от её характера зависят результаты этой деятельности.
   (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 394)
   Ч33(4Ш)

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "Пиаже (Piaget), Жан" в других словарях:

  • Пиаже (Piaget) Жан — (9.08.1896, Невшатель 16.09.1980, Женева) швейцарский психолог, основатель Женевской школы генетической психологии, крупнейший специалист детской психологии и психологии развития интеллекта. Биография. После окончания Невшательского университета… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ПИАЖЕ (Piaget) Жан — (1896 1980) швейцарский психолог, создатель операциональной концепции интеллекта и генетической эпистемологии. Основные труды: Речь и мышление ребенка , Генезис элементарных логических структур (совместно с Г. Инельдер). Издание (совместно с П.… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Пиаже (Piaget) Жан — (9.08.1896 1980) швейцарский психолог, основатель женевской школы генетической психологии. В начальный период своей деятельности описал особенности представлений детей о мире: неразделенность мира и собственного Я …   Психологический словарь

  • ПИАЖЕ (PIAGET) Жан — (1896 1980) швейцарский ученый, один из ведущих психологов 20 в. Профессор университетов Невшателя (1923 1929), Женевы (с 1929), Лозанны (1937 1954). Основатель Международного центра генетической эпистемологии (1955), создателем которой он… …   Социология: Энциклопедия

  • ПИАЖЕ (PIAGET) Жан — (1896 1980) швейц. психолог, логик и философ, создатель операциональной концепции интеллекта и генетической эпистемологии. Проф. ун тов Невшателя (1923 29), Женевы (с 1929) и Лозанны (1937 54). Основатель Международного центра генетической… …   Современная западная философия. Энциклопедический словарь

  • ПИАЖЕ — (Piaget) Жан (1896 1930) швейц. психолог, философ и логик. С 1955 директор Международного центра генетической эпистемологии. В первых научных работах видел разгадку мышления ребенка в анализе детской речи («Речь и мышление ребенка», 1923; рус.… …   Философская энциклопедия

  • Пиаже Жан — (Piaget) (1896 1980), швейцарский психолог, создатель операциональной концепции интеллекта и генетической эпистемологии. Основные труды: «Речь и мышление ребёнка», «Генезис элементарных логических структур» (совместно с Б. Инельдер, B. Inhelder) …   Энциклопедический словарь

  • Пиаже Жан — Пиаже (Piaget) Жан (р. 9.8.1896, Невшатель), швейцарский психолог, создатель операциональной концепции интеллекта и эпистемологии генетической. Учился в университетах Невшателя, Цюриха и Парижа. Профессор университетов Невшателя (1926‒29), Женевы …   Большая советская энциклопедия

  • Пиаже, Жан — ПИАЖЕ (Piaget) Жан (1896 1980), швейцарский психолог, основатель Женевской школы генетической психологии. Основные труды посвящены происхождению и развитию интеллекта и мировоззрения. На основе анализа умственных операций у детей создал… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ПИАЖЕ — (Piaget) Жан (1896 1980), швейцарский психолог, основатель Женевской школы генетической психологии. Основные труды посвящены происхождению и развитию интеллекта и мировоззрения. На основе анализа умственных операций у детей создал периодизацию… …   Современная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»